Сварочный трансформатор из статора электродвигателя

Главное меню » Сварочный трансформатор из статора электродвигателя

Сварочный трансформатор из статора электродвигателяЧасто тороидальные сварочные трансформаторы мотают на магнитопроводе, взятом от вышедшего из строя крупного асинхронного трехфазного электродвигателя. Асинхронные электродвигатели наиболее распространены в промышленности и в оборудовании среди других типов двигателей. Для изготовления сварочного трансформатора подходят двигатели мощностью, близкой 4 кВт и более.

Конструкция асинхронного электродвигателя достаточно проста — состоит он из вращающегося на валу ротора и неподвижного статора, впрессованного в металлический корпус электродвигателя. Соединяется все это двумя боковыми крышками, стянутыми между собой шпильками. Разобрать его очень просто, достаточно открутить гайки на шпильках крышек. В данном случае для нас интерес представляет только статор.

 

Статор в корпусе
Статор в корпусе

Статор состоит из набора пластин железа — магнитопровода круглой формы с установленными на нем обмотками. Форма магнитопровода статора не совсем кольцевая, с внутренней стороны у него есть продольные пазы, в которые и уложены обмотки двигателя. У различных марок двигателей даже одинаковой мощности могут быть статоры с различными геометрическими размерами. Для изготовления трансформаторов лучше подходят те, у которых диаметр корпуса побольше, а длина, соответственно меньше.

Самая важная для нас часть в статоре — кольцо магнитопровода, все остальное только мешает. Магнитопровод запрессован в чугунный или алюминиевый корпус двигателя. В пазы магнитопровода плотно уложены провода, которые необходимо удалить. Сделать это лучше, когда статор находится еще запрессованным в корпусе. Для этого с одной стороны статора все выходы обмоток бывшего двигателя обрубаются под торец острым зубилом. С противоположной стороны провод обрезать не следует — там обмотки образуют что-то вроде петель, за которые можно будет вытянуть провода. С помощью монтировки или массивной отвертки изгибы петель провода подваживаются и вытаскиваются по несколько проводков за один раз. Торец корпуса двигателя при этом служит упором, создавая рычаг. Провода выходят легче, если их сначала обжечь. Обжигать можно паяльной лампой, направляя струю пламени строго вдоль паза. Здесь надо следить, чтобы не перегреть железо статора, иначе оно может потерять свои электротехнические качества. Чугунный корпус потом легко разрушить — несколько ударов хорошего молотка, и он расколется — главное не перестараться в этом деле. Можно сделать вдоль корпуса два пропила болгаркой или ножовкой.


 

Пропилы в корпусе электродвигателя
Пропилы в корпусе электродвигателя

При удалении корпуса сразу надо обратить внимание на способ скрепления набора пластин магнитопровода. Пластины могут быть скреплены между собой в единый пакет, а могут быть просто уложены в корпус и зажаты с торца стопорной шайбой. В последнем случае, при удалении обмоток и разрушении корпуса не скрепленный магнитопровод рассыплется на пластинки. Чтобы этого не произошло, еще до полного разрушения корпуса, пакет пластин необходимо скрепить воедино. Их можно стянуть шпильками сквозь пазы. Слишком большой по площади набор пакета магнитопровода, что характерно для особенно крупных двигателей, также нежелателен, так как это огромный вес. Все лишнее железо нужно отделить перед окончательной сборкой магнитопровода, возможно, его хватит даже на два трансформатора.

 

Статор электродвигателя
Статор электродвигателя

Иногда можно услышать, что оставшиеся пазы обмоток надо тоже набить трансформаторным железом, якобы для увеличения площади магнитопровода. Делать это ни в коем случае нельзя: иначе свойства трансформатора резко ухудшатся, он начнет потреблять непомерный ток, а его магнитопровод будет сильно греться даже в режиме холостого хода. Все-таки испещренная пазами форма многим не нравится. И некоторые рекомендуют полностью вырубить выступы пазов остро заточенным зубилом, при этом работать нужно в очках, а поблизости не должно быть бьющихся предметов. Несомненно, после такой архисложной операции улучшится как форма магнитопровода, так и после удаления бесполезных элементов уменьшится его вес. Однако на сварочные свойства трансформатора пазы в общем-то влияют мало — сварочные характеристики остаются хорошими. По этой причине в большинстве своем никто пазов этих не трогает.

 

Вырубание выступов (не обязательно)
Вырубание выступов (не обязательно)

Если кольцо магнитопровода двигателя уже надежно скреплено и отделено от обмоток и корпуса, то оно плотно изолируется (несколькими слоями киперной ленты), при этом особое внимание обращается на острые углы на краях пазов. Лучше сначала положить на торцы магнитопровода вырезанные из жесткого диэлектрического материала кольца, чтобы закрыть пазы и перекрыть их острые углы.

 

Изолирование бывшего статора киперной лентой
Изолирование бывшего статора киперной лентой

Кольцо статора имеет внушительные размеры — если внутренний диаметр порядка 150 мм, то в такой можно уложить провод значительного сечения, не беспокоясь о запасе места. Площадь поперечного сечения такого магнитопровода периодически меняется по длине кольца из-за пазов, внутри паза ее значение намного меньше. Именно на это эффективное меньшее значение и следует ориентироваться при расчете количества витков первичной обмотки.

 

Эффективное сечение статора
Эффективное сечение статора

Первичная обмотка наматывается по всему изолированному статору.

 

Первичная обмотка
Первичная обмотка

Первичная обмотка изолируется киперной лентой.

 

Изоливание киперной лентой первичной обмоткой
Изоливание киперной лентой первичной обмоткой

Поверх первичной обмотки наматывается вторичная.

 

Вторичная обмотка
Вторичная обмотка

При намотке вторичной обмотки тороидального трансформатора, её желательно укладывать так, чтобы она не перекрывала последнею часть первичной, тогда первичную обмотку всегда можно будет домотать или отмотать при окончательной настройке. Такой трансформатор можно намотать и с разнесенными на разные плечи обмотками. В этом случае можно всегда иметь доступ к каждой из них, но в этом случае будет больше теряться мощность.

 

Разнесенные обмотки трансформатора
Разнесенные обмотки трансформатора
по материалам сайта: tool-land.ru

Комментарии:

Комментарии (1) на "Сварочный трансформатор из статора электродвигателя"

  1. Борис:

    Мощность трансформатора не зависит от расположения обмоток! При разнесении обмоток изменяется ВАХ(вольт-амперная характеристика) трансформатора. С указанным на последнем рисунке положением обмоток ВАХ будет «мягкая», или крутопадающая. Трансформатор показанный на предпоследнем рисунке будет иметь «жёсткую» характеристику. «Мягкая» характеристика предпочтительней, т.к. напряжение нужное для «горения» сварочной дуги в 2-3 раза меньше, чем для «зажигания».

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК