Используем энергию волн
Предложено немало устройств, где энергия морских волн используется для получения электричества, перекачки воды, движения судов… Правда, пока они сложны, дороги. Причина, видимо, в том, что техника лишь начинает проявлять интерес к этим вопросам.
Но нет худа без добра. В такой «молодой» области и у новичка появляется шанс приобщиться к серьезному делу. И не на словах, а в работе.
Многие современные устройства, использующие энергию морских волн, берут свое начало от установки, предложенной еще К. Э. Циолковским. Вот принцип ее действия. Посмотрите на рисунок 1. В воде плавает перевернутый бочонок, закрепленный при помощи каната. Он качается на волнах, уровень воды в его полости постоянно меняется. Образуется как бы водяной поршень. Достаточно установить в его днище впускной и выпускной клапаны, закрепить шланг, и вот уже бочонок превратился в воздушный насос. Энергия волн преобразуется в энергию сжатого воздуха, который по шлангу можно направить в необходимое нам место.
1. Схема преобразования энергии морских волн:
1 — бочонок;
2 — трос;
3, 4 — впускной и выпускной клапаны;
5 — патрубок.
Сделать такое устройство несложно, а работать оно способно много лет, пока не износится. Применить же можно, например, для аэрации рыбных прудов или, направив воздух в турбину, соединенную с генератором, получать электроэнергию. На этом принципе действуют морские сигнальные буи, выпускаемые в нашей стране и за рубежом.
К сожалению, КПД воздушных турбин небольших размеров мал, а изготовление достаточно сложно. Поэтому вполне возможно, что вы предпочтете двигатель, разработанный А. С. Абрамовым. Мощность его порядка нескольких ватт. Он прост в изготовлении и отличается довольно высоким КПД.
На рисунке 2 показана его демонстрационная модель. На диске прикреплены шесть пластмассовых стаканчиков. Важно, чтобы все они были расположены друг за другом и дно каждого последующего «смотрело» в полость предыдущего. Между стаканчиками оставлен зазор 20…30 мм.
2. Демонстрационная модель волнового двигателя.
Станина и ее основание спаяны из жести. На основании закреплен патрубок (диаметром 4 мм), соединенный шлангом с грушей от пульверизатора.
При прокачивании воздуха с помощью груши выходящие из патрубка пузырьки попадают в ближайший стаканчик. В результате он превращается в водолазный колокол, из которого воздух постепенно вытесняет воду. Стаканчик всплывает под действием силы Архимеда и поворачивает колесо. Во время испытания демонстрационной модели скорость вращения достигала 60 оборотов в минуту.
Для работы такого двигателя достаточно иметь воздух с очень небольшим давлением: лишь бы его хватило для выхода пузырьков из патрубка. Как раз такое давление развивает преобразователь Циолковского. Разместив преобразователь и двигатель Абрамова на одной плавающей платформе, получим конструкцию, очень похожую на колесный пароход! Надо лишь приспособить либо сам двигатель к выполнению функций гребного колеса, либо заставить его вращать движитель — и перед нами судно, получающее энергию от морских волн.
Сколько может проплыть обычная модель? Один, два, десять метров. А эта способна пересечь океан. Стоит попробовать ее сделать.
автор: А. НИКОЛАЕВ