Чертежи веломобиля «групасс»
Как правило, конструкции веломобилей, изготавливаемых самодельщиками, соответствуют области их применения. То есть если веломобиль предназначен для спортивных, скоростных заездов, то все его конструктивные особенности соответствуют именно этому, и вряд ли такую машину сможет эксплуатировать пожилой человек для ежедневных поездок. И, наоборот, совершенно исключено участие в спортивных мероприятиях бытового велогрузовика-трудяги. Такое разграничение вполне понятно, поскольку для веломобилей различных типов совершенно отличны принципы проектирования, расчетные нагрузки и как следствие — конструкция узлов и деталей, дизайн.
Но, как, оказалось, «запрячь в одну телегу коня и трепетную лань» все-таки можно. Подтверждение этому — сделанный мною веломобиль «Групасс». Разрабатывался он в основном для деловых поездок в черте города. Особое внимание было уделено максимальному использованию готовых, покупных деталей, а также облегчению всей конструкции.
Отличные ходовые качества достигаются за счет применения колес большого диаметра, длинной упругой рамы и втулки от спортивного велосипеда с многоступенчатой коробкой передач. На шасси веломобиля в передней части устанавливается платформа-ящик длиной до 1200 мм, позволяющая транспортировать довольно габаритные и массивные грузы, или диванчик для перевозки детей.
Но такое чисто бытовое использование веломобиля не ограничивает его спортивных возможностей, поскольку в конструкции заложена «гоночная» модификация. Для этого водитель располагается лежа на диванчике-сиденье, а управление осуществляется дублирующим передним рулем. Именно такое, двойное, использование машины подсказало ее название: «Групасс» — это «грузопассажирский скоростной» веломобиль.
По своей компоновке «Групасс» выполнен по трехколесной схеме с одним ведущим задним колесом. Основа конструкции — рама. Она имеет Т-образную форму; собрана из дюралюминиевых труб диаметром 35 мм с толщиной стенки 1,5 мм и задней части рамы спортивного велосипеда. Соединение труб выполнено с помощью усиливающих вставок и сварки.
На раме закреплены кронштейны сиденья-лежака. Само сиденье выполнено из поролоновой подушки, обшитой сверху чехлом из плотной ткани. Чехол пришит толстыми капроновыми нитками к каркасу из труб от раскладушки, прикрепленному к фанерному основанию. Для экономии веса фанеру можно заменить сеткой. Как уже отмечалось, веломобиль имеет двойную систему управления: для грузового и спортивного вариантов.
В первом случае, когда водитель находится на сиденье велосипедного типа, управление осуществляется обычным велосипедным рулем, установленным в задней части машины. В качестве заготовок для рулевых тяг используются лыжные палки. В спортивном варианте (с положением гонщика лежа) веломобиль управляется «раздельным» рулем, ручки которого приварены непосредственно к поворотным узлам передних колес.
Эти узлы, левый и правый, имеют зеркальную конструкцию и состоят из стального фигурного шкворня и поворотного кулака. Кулак имеет коробчатую форму и для облегчения веса выполнен из стальной листовой заготовки толщиной 1,5 мм. Стыки провариваются непрерывными швами. Трансмиссия полностью заимствована от серийного спортивного велосипеда. Тормоз клещевого типа установлен на заднем колесе.
Колеса — стандартные, велосипедные; правда, для грузового варианта желательно использовать их от дорожной модели или с удвоенным количеством спиц. Заднее колесо закрыто с одной стороны аэродинамическим конусом. При необходимости езды по улицам города машину несложно оборудовать типовой системой велоэлектроники с фарами, указателями поворотов и стоп-сигналом. Считаю, что такой веломобиль из-за его простоты (он может быть сделан за несколько вечеров) и универсальности применения можно смело рекомендовать и горожанам, и сельским жителям, а также всем владельцам загородных садовых участков.
Рис. 1. Веломобиль «Групасс» (спортивный вариант).
Р и с. 2. Конструкция веломобиля «Групасс» (грузовой вариант): 1 — рама (дюралюминиевые трубы 0 35Х 1,5 мм; кареточный узел и задняя вилка от спортивного велосипеда), 2 — кузов (фанера толщиной 3 мм, рейки 20X20 мм), 3 — кронштейн-подрамник (дюралюминиевый уголок 3X25X25 мм), 4 — рулевая колонка, 5 — велосипедное седло, 6 — болт М8, 7 — рулевая сошка, 8 — продольная рулевая тяга (лыжная палка диаметром 15 мм), 9 — рычаг (стальная пластина толщиной 1,5 мм), 10 — поперечная рулевая тяга (лыжная палка диаметром 15 мм), 11 — гайка М8 (2 шт.), 12 — поворотный узел (левый, правый — зеркальное отображение), 13 — болт М8 крепления поворотного узла к рулевой тяге (2 шт.). 14 — полуось переднего колеса (2 шт.).
Рис. 3. Поворотный узел (левый): 1 — поперечина рамы веломобиля, 2 — болт М6, 3 — болт М10, 4 — сухарь (сталь), 5 — поворотный кулак (сталь толщиной 1,5 мм), 6 — ручка руля, 7 — гайка корончатая М10, 8 — шплинт контровочный.
Р и с. 4. Полуось передняя (сталь).
Автор: А. МУРАВЛЕВ