Веломобиль по трехколёсной схеме

Главное меню » Веломобиль по трехколёсной схеме

Веломобиль по трехколёсной схемеС течением времени интерес к веломобилям — этому экологически чистому и полезному для здоровья виду транспорта — то затухает, то разгорается с новой силой, но никогда не проходит. Его поклонники считают, что со времени изобретения самобеглой коляски И.П.Кулибиным эта педальная машина получила наибольшее развитие в последние 30 лет: было создано немало интересных машин (в основном конструкторами-любителями). Но автомобили в городах вытеснили веломобили и велосипеды с улиц в помещения, «превратив» и те и другие в тренажеры. Оно и понятно: ведь автомобиль помогает человеку быстро преодолевать большие расстояния, экономя ему время (но, скажем прямо — вредит его здоровью). И пока большинство людей отдают автомобилю предпочтение — уж очень стремительно в наш век развиваются события.

Но даже самые азартные гонки когда-то прекращаются и настает время передышки. Как мне кажется, некоторая «автомобильная» передышка наблюдалась в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годов прошедшего столетия. Именно на этот период пришелся «расцвет» и массовое увлечение людей веломобилем. На них соревновались, устраивали походы и пробеги, в их честь проводились смотры и слеты. Предлагаемый вниманию веломобиль по трехколёсной схеме был создан (разработан и изготовлен) как раз в конце того благоприятного периода в кружке «Велоконструирование» станции юных техников (СЮТ) г. Заводоуковска Тюменской области наряду с вело и снегокатами.

Веломобиль предназначался для длительных тренировочных и прогулочных поездок как по асфальтовым, так и по проселочным дорогам. Изготовлена машина с использованием комплектующих деталей и узлов от спортивных велосипедов и велосипеда «Школьник» Основные принципы, заложенные в конструкцию, общеизвестны и испытаны, но мы и стремились к тому, чтобы веломобиль был надежным и удобным.

Машина трехколесная: два передних колеса — управляемые, а одно заднее — ведущее, оно побольше диаметром. Управляется с помощью самодельных рулевых рычагов, тяг и поворотных кулаков. Подвески всех колес — активные мягкие: передних — на пружинах, а заднего — на амортизаторах. Рама веломобиля — сварная, изготовлена из тонкостенных круглых труб. Сиденье — эргономичное, полулежащее, на раме закреплено жестко.


Тормоз — клещевого типа, его привод — только на заднее колесо. Передние колеса с наружным диаметром шин 500 мм использованы от детского велосипеда «Школьник», но претерпели доработку— в них были установлены новые, более длинные втулки. Кроме того, во втулках штатные подшипники заменены на радиальные стандартные серии 180202. В подвеске колес были использованы пружины от клапанов двигателя автомобиля МАЗ. Заднее колесо с наружным диаметром шины 750 мм — от спортивного велосипеда доработанное. У него удлинена муфтой втулка и изготовлена новая соответствующая ось.

Веломобиль — многоскоростной. Его ведущая звездочка расположена на консольной стойке вынесенной вперед рамы. Основа сиденья — изогнутый и «выколоченный» дюралюминиевый 2-мм лист, прикрепленный непосредственно к раме. Он оклеен сверху поролоном и обтянут ярким капроновым чехлом. Рамка спинки сиденья служит одновременно опорной стойкой амортизаторов задней подвески. Испытания показали, что веломобиль, в общем-то, оправдал возлагавшиеся на него надежды — конструкция оказалась надежной, достаточно комфортабельной и скоростной.

Веломобиль эксплуатировался в течение двух сезонов — каждый с весны до осени. Это были и скоростные заезды по ровной трассе, и деловые поездки в городском (можно сказать, рискованном) режиме, и загородные длительные прогулки по пересеченной местности. Конечно, были у веломобиля и недостатки. Прежде всего, это касается приводной цепи — она оказалась слишком длинной и требовала промежуточного натяжи-телянаправителя, для чего в процессе эксплуатации установлен специальный ролик.

Еще один минус — отсутствие крыльев на колесах и крыши над головой, что снижало комфортности езды. И если первое сказывалось лишь в плохую погоду, то крыша пригодилась бы и при солнце. Нередко возникала и необходимость в багажнике, особенно в деловых поездках по городу и при длительных прогулках вне его. Дооборудовать ими веломобиль было несложно, но они утяжелили бы машину и увеличили лобовое сопротивление.

Другой минус, и, на мой взгляд, довольно существенный, — трехколейность. И если на хорошем шоссе это практически не ощущалось, то наличие выбоин в асфальте или ям и кочек на грунтовой дороге значительно усложняло их объезд. В конце концов, веломобиль был разобран (но не столько из-за его несовершенства, сколько из-за недостатка места для его хранения), а узлы и детали использовали впоследствии для других конструкций.

 

Веломобиль по трехколёсной схеме

Веломобиль по трехколёсной схеме

Тренировочно-прогулочный трехколесный веломобиль: 1- переключатель скоростей (от спортивного велосипеда); 2 — заднее колесо (от спортивного велосипеда). 3 — многоскоростной блок звездочек (от спортивного велосипеда); 4 — амортизатор (2 шт.); 5 рама; 6 -тормоз; 7 — тормозной рычаг (2 шт.); 8 — переднее колесо (от велосипеда «Школьник»); 9 — приводная цепь (велосипедная, t 12,75); 10 — ведущая звездочка ( от дорожного велосипеда), 11 — рулевая тяга (2 шт.); 12 — педальный узел (от дорожного велосипеда); 13 — рулевой рычаг (от спортивного велосипеда); 14 — пружина передней подвески (от клапанов двигателя автомобиля МАЗ); 15 — сиденье

Веломобиль по трехколёсной схеме

Рама веломобиля и подвеска заднего колеса: 1 — корпус поворотного кулака (труба диаметром 22, 2 шт.); 2 — балка передних колес (труба диаметром 22); 3 — короткий лонжерон (труба диаметром 25, 2 шт.); 4 — косынка (стальной лист s2, 4 шт.); 5 — длинный лонжерон (труба диаметром 25, 2шт.); 6 — подкос (труба диаметром 15, 2 шт.); 7 — ушко крепления задней вилки (стальной лист s3, 2 шт.); 8 — рамка спинки сиденья (труба диаметром 22); 9 — ушко крепления спинки сиденья (стальной лист s2, 2 шт.); 10 — корпус каретки педального узла (труба диаметром 28); 11 — консольная стойка педального узла (труба диаметром 28); 12 — передняя поперечина (труба диаметром 25); 13 — ушко крепления сиденья (стальной лист s2, 2 шт.); 14 — задняя поперечина (труба диаметром 20); 15 — перемычка задней вилки (труба диаметром 20); 16 — перо задней вилки (труба диаметром 20,2 шт.); 17 — задний амортизатор (2 шт.); 18 — ушки крепления задних амортизаторов (стальной лист s3, 2 шт.)

Веломобиль по трехколёсной схеме

Конструкция сиденья и его крепление к раме: 1 — капроновый чехол; 2 — поперечина рамы; 3 — ушко; 4 — болт М5; 5 — основа сиденья (дюралюминий, лист s2); 6 — пеноуретановая подкладка

Веломобиль по трехколёсной схеме

Поворотный кулак рулевого управления (2 шт.): 1 — рулевая тяга (стальная полоса); 2 — ось (болт М6х25); 3 — передняя балка; 4 — ось поворотного кулака (болт Ml0х 125); 5 — гайка М10 со шплинтом 02: 6 — скоба (стальная полоса); 7 — пружина; 8 — бронзовая втулка (2 шт.); 9 — корпус кулака (труба диаметром 22); 10 — спица колеса; 11 —спицевой фланец (2 шт.); 12 — корпус втулки колеса; 13 — ось переднего колеса; 14 — подшипник 202 (2 шт.); 15 — гайка М12; 16 — шплинт диаметром 3; 17 — шайба (2 шт.)

Веломобиль по трехколёсной схеме

Втулка заднего колеса: 1 — распорная втулка; 2.— каретка блока звездочек; 3 — удлинительная муфта; 4 — штатная втулка (разрезана); 5 — спицевой фланец (2 шт.); 6 — конус затяжки подшипника; 7— шайба (2 шт.); 8 — гайка М10; 9 — удлиненная ось

Автор: А.МАТВЕЙЧУК


Комментарии:

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК