«Снегирь» снега не боится

Главное меню » «Снегирь» снега не боится
"Снегирь" снега не боится Вспоминая историю создания снегохода, осознал, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по молодости (а сейчас я уже пенсионер) получил специальность слесаря и освоил самостоятельно сварочное дело, другие специальности металлообработчиков. А вот знаниями по конструированию, по правде сказать, «похвастаться» не мог, да и поучиться было негде. Строил по наитию всякие «дрындоходы» на колёсах и гусеницах: ездил на них и по бездорожью, и по снегу, но ни надёжности, ни красоты в них не было.Но вот в начале 1988 года вышел «Моделист-конструктор», в котором была статья о снегоходе «Гусеница вокруг лыжи». Вот тут и началось!
Места у нас такие, что снежный покров лежит по полгода и даже более! Местные дороги чистят, как правило, не вовремя, да и то так, чтобы только вездеходный грузовик мог проехать. Ну а о просёлках уж и говорить нечего. К тому же у меня были увлечения: охота и рыбалка. Вот всё это и сподвигнуло сделать добротный проходимый снегоход.
Построил для себя, помогал друзьям, родным, набирался опыта. Постоянно совершенствовал конструкцию «по законам эволюции»: заменял тяжёлое — на лёгкое, ненадёжное — на прочное, внедрял подвески: рессорные, пружинные, амортизаторные. Всего построил больше десятка снегоходов: на гусеницах с деревянными и полиэтиленовыми траками вокруг лыжи-скпиза; резиновый с блоком катков; и с одной управляющей лыжей, и с двумя.
 рассказ поведу о последнем своём снегоходе. Не могу сказать, что он не имеет недостатков, но в его конструкцию я вложил весь накопленный опыт и машина получилась, вроде бы, удачная, хотя и без излишеств (или, как сейчас говорят, — утилитарная), но смотрится неплохо, и надёжность на высоте.
Компоновочная схема снегохода выбрана наиболее распространённая, как на подобных отечественных машинах, так и на зарубежных: две передние управляемые лыжи; силовой агрегат, расположенный впереди под капотом; далее — гусеничный блок, а над ним сиденье и позади — багажник. Общая длина снегохода — 2300 мм, ширина по наружным краям лыж 900 мм, высота до руля — 1000 мм, до сиденья — 700 мм.
Снегоход «Снегирь»
Снегоход «Снегирь»
Снегоход «Снегирь»:
1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — подвеска управляемой лыжи (2 шт.); 3 — дуга (труба Ø32); 4 — капот (от бокового прицепа мотоцикла «Ява»); 5 — ветровое стекло; 6 — руль; 7 — топливный бак (сварен из двух мопедных); 8 — сиденье; 9 — инструментальный ящик; 10 — ограждение багажника (труба Ø16); 11 — брызговик (стальной лист s0,5); 12 — пружинный амортизатор подвески натяжных маятниковых рычагов гусеничного блока (2 шт.); 13 — фара; 14 — гусеничный блок
Рама снегохода
Рама снегохода:
1 — нижний лонжерон (труба 28×25, 2 шт.); 2 — верхний лонжерон (труба 20×20, 2 шт.); 3 — Г-образный кронштейн крепления корпуса опорного подшипника удлинителя выходного вала силового агрегата (труба 28×25); 4 — под-косная межлонжеронная стойка (труба 20×20); 5 — вынос (труба 28×25,2 шт.); 6 — опорная планка стакана рулевого вала (стальной лист s3); 7 — стакан рулевого вала (труба Ø32); 8 — рулевая колонка (труба Ø32); 9 — стойка-дуга, 2 шт.); 10 — подседельная рамка (труба Ø20); 11 — подседельная стойка (труба Ø20); 12 — обвязка инструментального ящика (стальной уголок 20×15); 13 — вваренный кронштейн крепления гусеничного блока и натяжения гусеницы (2 шт.); 14 — подкос кронштейна (труба 20×20, 2 шт.); 15 — полурамка площадки багажника (труба 20×20); 16 — ушко крепления заднего амортизатора (сталь s4,2 шт.); 17 — подкос полурамки багажника (труба 15х 15,2 шт.); 18 — подкос нижнего лонжерона (труба 28×25,2 шт.); 19 — траверса (труба 28×25); 20 — поперечина выносов (труба 28×25); 21 — поперечины подвески рулевой колонки (труба Ø16); 22 — моторный подрамник (труба 28×25); 23 — стяжка-опора (стальная пластина); 24 — поперечина нижних лонжеронов (труба 28×25); 25 — стяжка-замок топливного бака; 26 — продольный элемент подседельной ниши (труба 20×20,2 шт.); 27 — втулка шкворня (велосипедная, усиленная, 2 шт.); 28 — подкос втулки шкворня (труба 20×20, 2 шт.)
Под капотом: а - вид справа; б - вид слева   Под капотом: а - вид справа; б - вид слева
Под капотом:
а — вид справа; б — вид слева
Силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка перемены передач в одном блоке) — «Тула-200м» производства ТМЗ (Тульского машиностроительного завода). Ставился он на всякую производимую в Туле мототехнику: мотороллеры (в том числе и на грузовой «Муравей»), мотоциклы и др. Агрегат довольно надёжный, хотя и тяжеловат.
Мощность нового мотора составляла 11 л.с. с числом оборотов до 3600 в минуту. Но ему уже не один десяток лет. Однако сил восемь-девять, по моим ощущениям, в нём ещё сохранились. Двигатель рабочим объёмом 196 см3, двухтактный и работает на смеси низкооктанового бензина с моторным маслом (типа «Автол») в соотношении 10:1.
Цилиндр снабжён штатным принудительным воздушным охлаждением.
Коробка передач имеет передаточное число 2,353.
Для передачи вращения с вторичного (выходного) вала на звёздочку приводного вала пришлось сделать сварной удлинитель из трубы со шлицевыми наконечниками. На одном конце внутренние шлицы нарезаны непосредственно в трубе (для насаживания удлинителя на вал). На другом — наружные шлицы для переходника, посадочное место под подшипник и резьба М20х1,5 для крепления на удлинителе звёздочки, выполнены на приварном наконечнике.

Забегая вперёд, отмечу, что точно такой же наконечник приварен к приводному валу гусеницы, который изготовлен из натяжной задней оси гусеницы от снегохода «Буран».
Рама снегохода — пространственная, сварена из стальных труб прямоугольного, квадратного и круглого сечений.
Основа рамы — два парных трубчатых лонжерона — верхний и нижний. Верхний лонжерон каждой пары выполнен из трубы сечением 20×20 мм. Из такой же трубы и большинство вспомогательных элементов: промежуточные поперечины, подкосы и даже задняя рамка багажной площадки. Нижние лонжероны — из трубы сечением 28×25 мм — это самая толстая труба в конструкции рамы. Из такой же трубы передняя траверса, передние поперечины и консоли, подмоторный хребет.
Надо сказать, что трубы рамы — сечения небольшого и даже не толстостенные. А потому в местах, где сверлил отверстия, в них вставлял втулки и приваривал по кругу.
Надстройка рамы (стойки, дуги) изготовлена из круглой трубы диаметром 20 мм — от старых стульев, тонкостенных, но достаточно прочных. Вот только сваривать их было сложновато, но если это делать с помощью аппарата-полуавтомата, то процесс значительно облегчается. Рамка багажника под сиденьем, также как и рамка срединной части площадки, — из равнополочного 15-мм уголка. Между этими рамками я укладываю длинномерные вещи, например лыжи. Колонка рулевого вала — из трубы диаметром 32 мм — встроена в переднюю часть надстройки. Втулки поворотных шкворней вырезаны из велосипедных рам и приварены к концам траверсы. В раму также интегрированы (приварены к задним концам нижних лонжеронов) кронштейны узлов натяжения гусеницы. Эти же кронштейны служат и местами крепления к раме корпусов подшипников балансирного вала гусеницы. Кроме того, к элементам рамы приварены многочисленные ушки, проушины для установки силового агрегата, топливного бака, сиденья, амортизаторов и пр.
Удлинитель вторичного (выходного) вала двигателя (сварная деталь)
Удлинитель вторичного (выходного) вала двигателя (сварная деталь):
1 — удлинитель; 2 — наконечник для насадки на вал; 3 — наконечник для ведущей шестерни
Рис. 4. Гусеничный блок
Рис. 4. Гусеничный блок
Рис. 4. Гусеничный блок:
1 — гусеница; 2 — приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 3 — узел приводного вала гусеницы; 4 — рессора (2 шт.); 5 — кронштейн балансирного блока (2 шт.); 6 — маятниковый рычаг натяжной оси (2 шт.); 7 — натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 8 — опорный каток (10 шт.); 9 — крайняя тележка (2 шт.); 10 — средняя тележка; 11 — ось балансирного блока; 12 — поддерживающий каток (2 шт.); 13 — корпус с подшипником оси балансирного блока (2 шт.); 14 — кронштейн крепления рессоры к оси балансирного блока (2 шт.)
Балансир гусеничного блока
Балансир гусеничного блока
Гусеничный блок (точнее — его продольная половинка) позаимствован от старого промышленного снегохода «Буран». Почему половинка? Да потому, что, во-первых, — легче. Во вторых -меньше затрат и проще конструкция. Ну а в-третьих, предполагал ездить не по снежной целине, а по следам «первопроходцев».
Однако в сочетании с парой довольно широких лыж снегоход уверенно преодолевает и глубокие сугробы, и свежевыпавшие «пухляки».
Крайние тележки переделаны — пружины удалены, а втулки сварены между собой, так как тележки балансируют сами по себе, сидя на своей оси на концах рессор.
Переделан и узел натяжения гусеницы. Передние концы его маятниковых рычагов сидят на общей оси с рессорным балансирным узлом, а задние подвешены на самодельных пружинных амортизаторах к раме.
Движитель снегохода — резиновая гусеница шириной 380 мм (на «Буране» таких стоят две). Привод гусеницы осуществляется от приводного вала через пару 9-зубых «бурановских» капроновых колёс. Приводной вал — трубчатый. Как отмечалось ранее, он изготовлен из задней гусеничной «бурановской» оси, установлен в подшипниках 80205, корпуса которых прикреплены непосредственно к верхним лонжеронам рамы. Натяжение гусеницы осуществляется натяжной осью с зубчатыми колёсами (такими же, как и приводные) через пару маятниковых рычагов, насаженных на ось балансирной тележки (перемещением её подшипников вдоль лонжеронов рамы). Натяжной вал гусеницы (а точнее — ось, поскольку эта деталь не передаёт крутящего момента) с зубчатыми колёсами — тоже «бурановские». Контакт гусеницы с дорогой по длине — чуть более метра.
Ранее движители строил с опорной лыжей-склизом. Они хороши на «пухлом» снегу и сугробах, но очень чувствительны к твёрдым неровностям дороги. От них — не только передаётся водителю дискомфорт, но случаются поломки траков и даже самого склиза. Поэтому на этот раз решил сделать движитель с резиновой гусеницей и опорными катками, так как предполагал ездить по накатанному снегу и даже льду.
Трансмиссия снегохода, что называется, проще не бывает, хотя и не без изюминок. Состоит она из одноступенчатой цепной передачи от мотоцикла «ИЖ» с шагом 15,875 мм с парой звёздочек: ведущая имеет 15 зубьев, ведомая — 21, то есть передаточное число составляет 1,6. Вторичный (выходной) вал силового агрегата удлинён трубой с внутренними шлицами на насаживаемом на вал конце и шлицевым наконечником — на другом. Свободный конец удлинителя установлен в подшипнике 80205, корпус которого закреплён на Г-образном кронштейне, приваренным к раме. На этот наконечник через переходник с внутренними и внешними шлицами посажена ведущая звёздочка цепной передачи. Ведомая звёздочка посажена (тоже через шлицевой переходник) на шлицевой наконечник приводного вала гусеницы. Переходники изготовил из шестерён: отжёг, проточил, отфрезеровал. Благодаря шлицевым переходникам звёздочки (а, следовательно, и передаточное отношение) легко менять даже в полевых условиях под дорожные условия (точнее, под плотность и глубину снежного покрова).
Управляемые лыжи снегохода — самодельные, длиной 900 мм (заготовка — 1000 мм) и шириной 200 мм. Изготовлены из стального листа толщиной 2 мм. Полозья штампованные: по середине — треугольный паз, а по краям — отбортовки-подрезы, спереди загнуты вверх (контактная поверхность со снегом — 800 мм). Сверху к полозьям приварены продольные рёбра жёсткости П-образного сечения, выгнутые из такого же стального листа, а к ним — ушки и проушины для крепления узлов подвески, а впереди — дужки из стального 10-мм прутка.
Каждая лыжа имеет подвеску, состоящую из амортизатора (от мотороллера «Тула») и самодельного рычага из трубы квадратного сечения 20×20 мм.
Рулевое управление — смешанного типа. Сам руль — мотоциклетный рычажный, а остальное — как у автомобиля. Рулевой вал — «переломный» с карданным шарниром и даже своеобразным рулевым механизмом. «Переломным» его сделал потому, что он никак не входил в «параллель» с шкворневыми втулками (а вообще-то, прямой вал лучше). Надо обратить внимание, что нижний конец вала конструктивно оказался впереди поворотных рычагов и тяг, а сошка направлена назад. При таком положении при повороте направо руль нужно было поворачивать влево, и наоборот, что противоречило здравому смыслу. Поэтому пришлось ввести рулевой механизм, служащий для согласования поворота руля и направления лыж. Механизм представляет собой пару одинаковых шестерней в корпусе. Ведущая шестерня посредством шлицевого соединения насажена на конец рулевого вала, а вал ведомой шестерни соединён (сварен, хотя этот узел целесообразно и нетрудно сделать тоже разборным) с Т-образной сошкой. От сошки через рулевые тяги и поворотные кулаки осуществляется одновременный поворот лыж теперь в ту же сторону, в какую поворачивают руль.
Оборудование. Топливный бак сварен из двух баков от мопеда «Рига».
Сиденье — от мотоцикла «Минск» смонтировано на стойках с обшивкой из дюралюминиевого листа. Под сиденьем находится инструментальный ящик, а между ящиком и полом — свободная ниша с отверстием сзади. В неё укладываю при необходимости лыжи, лопату и другие длинномерные предметы. Капот — перекроенная передняя часть коляски (бокового прицепа) мотоцикла «Ява-350». Электрооборудование штатное. Фара — от мотоцикла «Минск».
Управляемая лыжа
Управляемая лыжа:
1 — полоз; 2 — усилитель; 3 — дужка; 4 — ушко крепления амортизатора; 5 — ушко крепления рычага
Управляемые лыжи
Управляемые лыжи
Рулевое управление
Рулевое управление
Рулевое управление:
1 — руль (велосипедный); 2 — верхнее колено рулевого вала; 3 — кронштейн поддержки верхнего колена рулевого вала (обстановка); 4 — карданный шарнир; 5 — рулевая колонка; 6 — нижнее колено рулевого вала; 7 — хомут шлицевого соединения нижнего колена и вала-шестерни; 8 — ведущая вал-шестерня; 9 — ведомая вал-шестерня; 10 — сошка; 11 — ось сошки и рулевых тяг; 12 — рулевая тяга (2 шт.); 13 — наконечник регулировки длины рулевой тяги (2 шт.); 14 — контргайка 15 — рулевой рычаг (2 шт.); 16 — ось тяги и рычага (2 шт.); 17 — поворотный кулак (2 шт.)
Схема глушителя
Схема глушителя:
1 — приёмный патрубок; 2 — корпус; 3 — глушитель; 4 — выпускной патрубок
Санный прицеп для снегохода
Санный прицеп для снегохода
Санный прицеп для снегохода:
1 — дышло; 2 — поперечина; 3 — кронштейн-ушко (2 шт.); 4 — тяга (2 шт.); 5 — лыжа (2 шт.); 6 — кузов; 7 — стойка (10 шт.)
Сборка снегохода на «стапеле»
Сборка снегохода на «стапеле»
Санки-прицеп — самодельные. Я считаю, что лучше иметь небольшие санки, чем большой багажник на снегоходе: если где-то застрянешь, то санки можно отцепить, путь протоптать и снова прицепить. Кузов когда-то был корпусом бокового прицепа мотоцикла «Ява-350», а точнее то, что от него осталось после изготовления капота для самого снегохода. Его укоротил, вырезав около 200 мм посередине. Затем склепал переднюю и заднюю части вытяжными заклёпками. Под кузовом разместил несколько поперечин из трубы прямоугольного сечения 40×20 мм, одну из широких стенок которых оставил в качестве ушков с обоих концов. Ушки прикрепил к боковинам кузова вытяжными заклёпками.
Кузов установлен на лыжах из алюминиевых панелей электрошинопровода посредством трубчатых стоек квадратного сечения 20×20 мм. Стойки вверху приварены к поперечинам с ушками и внизу — к «пяткам» — стальным квадратным пластинам толщиной 2 мм. «Пятки» приклепал к полозьям лыж всё теми же вытяжными заклёпками.
Хочу отметить, что чертежи узлов -не рабочие, а ознакомительные: на некоторых проставлены не все размеры (например, рамы), где-то что-то может и не совпасть, так как чертежи делались по уже готовой конструкции.
А вообще-то, я считаю, что изготовление конструкции по чертежам — это уже производство, а не творчество.

автор: В.СМИРНОВ


Комментарии:

Комментарии (1) на "«Снегирь» снега не боится"

  1. эрнст:

    здравствуйте.снегоход ещё живой?где чертежи можно посмотреть сцепления на китайский двигатель и переделки редуктора от муравья?

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК