Самодельный заточный станок (часть-2)

Главное меню » Самодельный заточный станок (часть-2)

Самодельный заточный станок (часть-2)Силовой кронштейн заточного станка (рис. 7) сварен в виде полукоробки из стальных листов разной толщины. На его задней стенке расположены, как уже было сказано, ушки для регулировочного винта и накатной гайки механизма вертикального «наведения» маятника, а также скоба механизма его фиксации в нерабочем положении. Спереди силовой кронштейн имеет удлиненную консоль с отогнутым концом, усиленным косынками. На конце— накатная гайка, втулка которой после введения в отверстие развальцована, чтобы не выпадала. Эта гайка вкупе с петлевым болтом и пружиной составляют механизм уравновешивания маятника.  В дне полукоробки предусмотрено отверстие с резьбой М 14×1,5, в которое ввинчен и законтрен гайкой резьбовой конец вертикальной оси, предназначенной для поворота силового кронштейна. Здесь же расположена и круговая шкала с ценой деления 3° — по ней отмеряется угол этого поворота. К задней стенке полукоробки тремя винтами М6 крепится корпус пульта управления станком, сваренный из листовой стали.

В правом боку пульта — ниша, защищающая от механического повреждения патрон с индикаторной лампой, держатель с предохранителем, тумблеры включения питания и реверса электродвигателя. Станина заточного станка (рис. 9) изготовлена из отрезка прямоугольной трубы. К ее переднему торцу приварена поперечная пластина с разными отверстиями: центральное резьбовое предназначено для крепления сменных приспособлений, шесть боковых — для ступенчатой регулировки положения промежуточного фланца.

На верстаке станина опирается боковыми лапами и резиновой подушкой и надежно удерживается винтовой струбциной. Еще в станину вварена втулка с фторопластовым вкладышем под вертикальную ось поворота силового кронштейна. Заданное положение последнего легко фиксируется, поскольку втулка оборудована специальным клиновым зажимом для его оси. Спереди к станине крепится промежуточный фланец. Он имеет резьбовые и пазовые отверстия: первые — под винты крепления поворотной консоли приставки, предназначенной для заточки пильных цепей, вторые — под винты ступенчатой регулировки положения промежуточного фланца.

Угол наклона фланца можно оценивать по лимбу с ценой деления 1,5°, нанесенному сверху на его кромку. Наиболее употребимым инструментом УЗС является абразивный круг (рис. 10). В рабочем состоянии он надежно прикрыт защитным кожухом (рис. 11), лежащим своим вырезом на левом корпусе подшипника рабочего вала, что на конце маятника, и прикрепленным к фланцу этого корпуса всего одним винтом М6. В случае замены абразивного круга винт легко выкрутить, кожух на поворотной оси откинуть назад до соприкосновения с электродвигателем и тем самым открыть свободный доступ к рабочему валу. Кожух имеет резиновый фартук, защищающий пульт управления от бомбардировки его опилками и частицами абразивного круга.

В просвете между кожухом и маятником установлена электролампа на комбинированном кронштейне (рис. 8, 12). Это место самое удобное: лампа, не ослепляя оператора, хорошо освещает зону обработки. Теперь о некоторых приспособлениях к станку. Основное из них — телескопическая приставка для затачивания пильных цепей (рис. 15). Она крепится к станине через промежуточный фланец двумя винтами. Приставка состоит из поворотной консоли с несложным зажимным устройством, штанги, верхнего и нижнего штоков, пружины и направляющего шкива.

Самые сложные узлы здесь — штанга (рис. 14), склепанная из сварного кронштейна, цилиндра и вкладыша, и поворотная консоль. Кроме того, приставка дополнена держателем (хомутом от руля мотоцикла) и крючком, которые необходимы для надевания и съема пильных цепей (конструкция съемника приведена на отдельном рисунке). Штанга сварена из трех деталей: горизонтальной втулки, вертикального стакана и соединяющей их стенки. В горизонтальной втулке располагаются своеобразные роликовые подшипники (рис. 15), состоящие только из внешних обойм (отрезков трубы) и набора роликов.

Внутренний диаметр обойм и диаметр роликов рассчитаны так, чтобы вал с насаженной на него ручкой вращался в подшипниках. Стакан (тоже точеная деталь) предназначен для зажима в отверстии поворотной консоли, поэтому у него такие толстые стенки. В стакане закреплен тонкостенный цилиндр с вклепанным в него вкладышем. Лимб на ободке стакана позволяет устанавливать штангу (а значит, и пильную цепь) под необходимым для заточки углом. На гладкий цилиндрический участок вала с ручкой, вращающегося в роликовых подшипниках втулки, надеты два фрикционных фланца и сжимающая их пружина.

Один из фланцев — ведущий, так как он связан с валом коротким штифтом, который запрессован в радиальном отверстии вала (после введения последнего в подшипники). Второй, ведомый фланец соединен с ведущим тремя своими шипами. Сила сжатия пружины регулируется втулкой-гайкой, фиксируемой контргайкой. Фрикционными фланцы названы потому, что гребни надетой для заточки пильной цепи попадают между ними и удерживаются за счет сил трения, вызванных сжатием пружины. Поэтому при любом повороте ручки пильная цепь прокручивается, подставляя каждый свой зуб под абразивный круг, что и требуется.


Такое простое решение позволяет качественно затачивать цепи разного шага и обходиться без целого набора дополнительных съемных звездочек. Кроме шага, пильные цепи различных марок отличаются и длиной. Но выход найден и здесь: основной шток приставки можно удлинять на 100 мм, используя дополнительный шток и соединительную резьбовую шпильку (с затяжкой от руки). Пильная цепь надевается на приставку и снимается с нее одним и тем же инструментом — специальным съемником (рис. 13).

Описывать его устройство нет необходимости, поскольку все ясно из рисунка. В комплект электрооборудования станка (электросхема — на рис. 16) входят двигатель типа АВЕ-0.71-4С с распределительной коробкой (рис. 18) и пульт управления (рис. 17). На правую лицевую панель пульта вынесены кнопки ПУСК и СТОП, а на левую — розетка для дополнительных потребителей мощностью не более 20 Вт, питающихся переменным электрическим напряжением 12 В. Так как пульт крепится к силовому кронштейну, то автоматически повторяет его круговые перемещения. Поэтому доступ к кнопкам управления удобен всегда.

Читатели, которые захотят воспроизвести конструкцию предлагаемого станка, несомненно оценят его возможности не только при заточке пильных цепей, но и при других операциях. Например, еще одно приспособление или, скорее, целый набор приспособлений предназначен для заточки слесарных и столярных инструментов, сверл, резцов по дереву и металлу, а также для резки металлов и обработки древесины (рис. 21). В основе набора — поворотный стол с вертикальной осью, вставляемой в поворотную консоль (при вынутой при- ставке для заточки пильных цепей), на котором двумя болтами с фасонными головками крепятся различные держатели.

Скажем, для фиксации обрабатываемых металлических и деревянных деталей на поворотный стол устанавливаются тиски; а для заточки инструментов — угломерный фланец с Т-образным подручником, который можно повернуть на необходимый угол к вертикали. На подручнике и размещаются либо сам затачиваемый инструмент, к примеру, железка рубанка (прижимается к подручнику специальным держателем с винтами-барашками), либо угловой упор с желобом, в который укладываются сверла.

К сожалению, мощности электродвигателя АВЕ-0.71-4С (180 Вт) бывает недостаточно для обработки массивных деревянных деталей. Однако, если применить электродвигатель типа АОЛ-21 -2 (400 Вт при 2800 об/мин), учитывая, что у двигателей ABE и АОЛ диаметры валов, размеры установочных шпилек и расстояние между ними одинаковые, то обработка древесины на станке перестанет быть проблематичной. ВНИМАНИЕ! Для травмобезопасности работающего узлы и детали станка не имеют острых кромок и углов. С этой же целью он окрашен яркой алкидной эмалью ПФ-115.

Тем не менее, при включенном станке рекомендуется строго соблюдать технику безопасности и работать только в защитных очках! В заключение подскажу, от чего позаимствованы некоторые узлы и детали станка. Электродвигатель, ведущий и ведомый шкивы — от стиральной машины СМР-1,5 «Снежинка». Цилиндрическая пружина натяжения, использованная в механизме уравновешивания маятника, — от навески капота автомобиля ЗИЛ-130.

Что касается приставки для заточки пильных цепей, то ее вал с ручкой — это ни что иное, как один из винтов крепления крышки головки блока цилиндров дизеля КДМ. Быстросъемный же хомут на штанге — часть кронштейна руля мотоцикла. Все далее перечисленные детали — от списанного судового дизельного двигателя марки Д6. Основной и дополнительный штоки — это доработанные части впускных клапанов; соединительная шпилька — отрезок резьбы тарели тех же клапанов; ролики подшипников — элементы топливного насоса высокого давления.

(Автор: В.ПЕТРОВ, с.Рыбное, Красноярский край)

 

 Силовой кронштейн

Рис. 7. Силовой кронштейн: 1 — борт (сталь, лист s5); 2 — консоль (сталь, лист s5); 3 — ось (сталь, пруток 025); 4 — косынка (сталь, лист s2,2 шт.); 5 — платформа (сталь, лист s10); 6 — скоба механизма фиксации маятника (сталь, пруток 04); 7,8 — петлевой болт и накатная гайка М6 механизма уравновешивания маятника; 9,10— гайка и винт М8 механизма регулировки положения маятника в нерабочем положении; 11—петля (сталь, лист s4, 2 шт.); 12 — заклепка (сталь, диаметром 4, 3 шт.)

 Узел электролампы местного освещения

Рис.8. Узел электролампы местного освещения: 1 — вилка электроразъема; 2 — комбинированный кронштейн; 3 — изоляционная втулка; 4 — электропатрон; 5 — электролампа; 6 — рефлектор

Станина заточного станка

Рис. 9. Станина заточного станка: 1 — тарель струбцины; 2 — винт М8 струбцины; 3 — струбцина (сталь, лист s8, пруток диаметром 24); 4 — поперечная пластина (сталь, лист s8); 5 — боковая лапа (сталь, лист s5,2 шт.); 6 — стенка (сталь, лист s3,2 шт.); 7 — корпус (сталь, труба 60x30x3); 8 — вкладыш (фторопласт); 9 — втулка (сталь)

Крепление абразивных кругов разной толщины

Рис. 10. Крепление абразивных кругов разной толщины (А — 2…6 мм, Б — 20…25 мм): 1 — гайка; 2 — шайба; 3 — прижимной фланец; 4 — абразивный круг; 5 — паронитовая шайба (2 шт.); 6 — ступица; 7 — призматическая шпонка; 8 — рабочий вал станка

Защитный кожух заточного станка

Рис. 11. Защитный кожух заточного станка: 1 — арка (сталь, лист s1,5); 2,4 — боковые стенки (сталь, лист s1,5); 3 — заклепка диаметром 2 (22 шт.); 5 — заклепка 03 (7 шт.); 6 — накладка (сталь, лист s5); 7,8 — заклепка диаметром 3 (6 шт.); 9 — кронштейн (сталь, лист s2)

Комбинированный кронштейн в сборе

Рис. 12. Комбинированный кронштейн в сборе: 1.— фигурная пластина (сталь, лист s2,5); 2 — опорная шайба под пружину сжатия; 3 — ось защитного кожуха (сталь, пруток диаметром 5)

Съемник пильных цепей

Рис. 13. Съемник пильных цепей: 1 — основной шток приставки для заточки пильных цепей; 2 — направляющий шкив; 3 — рычаг съемника; 4 — цепь ПР-15 или ПР-12,7; 5 — крючок

Штанга приставки дли заточки пильных цепей

Рис. 14. Штанга приставки дли заточки пильных цепей: 1 — сварной кронштейн (сталь); 2 — цилиндр (сталь, труба 22×2); 3 — заклепка (сталь, диаметром 3,3 шт.); 4 — вкладыш (сталь)

Приставка для заточки пильных цепей

Рис. 15. Приставка для заточки пильных цепей: 1 — ручка с валом; 2 — фторопластовая шайба (s2); 3 — роликовые подшипники; 4 — ведущий фланец; 5 — распорная шайба (s1, 3 шт.); 6 — ведомый фланец; 7,13 — пружины сжатия; 8 — регулировочная втулка-гайка М10; 9 — контргайка М10; 10 — штифт (диаметром 3, L19,5); 11 — штанга; 12 — клин-втулка; 14 — крючок для съемника пильных цепей (сталь, лист s2); 15 — хомут, держатель крючка (от мотоцикла); 16 — дополнительный шток; 17 — шпилька М14; 18 — основной шток; 19—распорная шайба (s1, 2 шт.); 20 — палец; 21 —направляющий шкив; 22 — болт М12;23 — клин-гайка Ml2; 24 — поворотная консоль

Элементы схемы электрооборудования заточного станка

Рис. 16. Элементы схемы электрооборудования заточного станка: EL1 —электролампа марки А12-21; ЭМ1 — электродвигатель марки АВЕ-0,71-4С (180 Вт, 1350 об/мин); РО — рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; КТ1 — тепловое реле марки РТ-10; ХТ1 — колодка разъемного соединения; Т1 —трансформатор марки TBK-110JIM;XS1 — розетка (12 В, 20 Вт); С1 — конденсатор марки КБГ; К1 — электромагнитное реле марки П36; ХР1 — шнур электропитания марки ПРС-ВП; HL1 — индикаторная неоновая лампа марки ТН-0,2; FU1 — предохранитель; SA1, SA2—тумблеры марки ТП1-2; SB1, SB2 — кнопки марки КЕ

Компоновка электрических приборов в корпусе пульта управления

Рис. 17. Компоновка электрических приборов в корпусе пульта управления: 1 — вилка шнура электропитания 220 В; 2 — розетка 12 В; 3 — трансформатор; 4 — контур корпуса пульта; 5 — общий кабельный выход; 6,8 — изоляционные втулки; 7 — конденсатор; 9 — колпачок индикаторной лампы; 10 — предохранитель; 11,12 — тумблеры; 13,14 — кнопки управления; 15 — электромагнитное реле; 16 — кронштейн крепления трансформатора

 Положение распределительной коробки на электродвигателе

Рис. 18. Положение распределительной коробки на электродвигателе: 1,7 — стяжные болты корпуса электродвигателя; 2— кронштейн крепления коробки; 3 — кабель питания электролампы; 4 — распределительная коробка; 5 — кабель питания электродвигателя; 6 — общий кабель

Корпус пульта управления

Рис. 19. Корпус пульта управления (сталь, лист s2; все отверстия сверлятся по месту)

Крепление корпуса пульта к силовому кронштейну

Рис. 20. Крепление корпуса пульта к силовому кронштейну: 1 — силовой кронштейн; 2,4 — короткие винты М6 (4 шт.); 3 — дистанционная втулка М6 (2 шт.); 5 — корпус пуль та; 6 — длинный винт М6

Набор приспособлений для роспуска пиломатериалов и заточки слесарного и столярного режущего инструмента

Рис. 21. Набор приспособлений для роспуска пиломатериалов и заточки слесарного и столярного режущего инструмента: 1 — поворотная консоль; 2 — болт М8 с фасонной головкой (2 шт.); 3 — поворотный стол; 4 — угломерный фланец; 5 — гайка М8 (2 шт.); 6 — стопорный винт М5; 7 — подручник; 8 — угловой упор; 9,22 — затачиваем мые инструменты (сверило и железка рубанка); 10 — распускаемый пиломатериал; 11 —дисковая пила; 12 — щиток; 13,20 — винты-барашки М8 (3 шт.); 14 — рабочий стол; 15—подвижная направляющая; 16 — ось поворота рабочего стола; 17—винт М6 фиксации рабочего стола; 18—маятник станка; 19 — стопорный винтМ8; 21 — держатель; 23 — тиски


Комментарии:

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК