Самодельный заточный станок (часть-1)

Главное меню » Самодельный заточный станок (часть-1)

Самодельный заточный станок (часть-1)Универсальный заточный станок, или, если кратко, УЗС предназначен для самых разных операций по обработке металла. Он может служить, конечно, и простым электроточилом. Однако обладает и многими другими возможностями. На нем удается выполнять, например, не только обычную заточку слесарных и столярных инструментов, в том числе сверл, резцов по дереву и металлу, но и восстановление под строго заданными углами зубьев пильных цепей марок ПЦУ2-9,3, ПЦУ-10,26 и ПЦП-15, используемых в бензиновых и электрических пилах. Годится станок также и для резки металлов простыми и алмазными абразивными кругами, обработки древесины (торцовки, продольной распиловки, нарезки шипов и т.д.). Перечисленные операции далеко не исчерпывают список выполняемых на универсальном станке работ. Такая широкая гамма возможностей достигнута за счет конструктивных особенностей станка и прилагаемых к нему приспособлений. Ко всему прочему, УЗС имеет небольшие габариты, что позволяет использовать его даже в стесненных мастерских, и легко разбирается на три части.

К несомненным дополнительным достоинствам станка нужно отнести также и то, что техническое обслуживание устройства — минимальное. Практически оно сводится в основном к контролю натяжения клинового ремня да нечастому нанесению густой консистентной смазки (солидола) на вертикальную ось поворота силового кронштейна. Прежде чем перейти к конструктивным особенностям станка, хотелось бы отметить следующее. Как мне кажется, читателю будет удобнее разобраться в устройстве в целом, рассмотрев его для начала по отдельным составляющим станка.

Поэтому они сперва представлены на рисунках в виде россыпи деталей — своеобразного каталога узлов, а уже потом они будут подробно рассмотрены в сборе. УЗС (рис.1) состоит из маятника с установленным на нем двигателем, шарнира маятника, коробчатого силового кронштейна, пульта управления, в котором скомпоновано почти все электрооборудование станка, и станины, жест- ко закрепляемой на верстаке струбциной (рис.5).

Такое большое количество деталей потребовало соответствующего подхода к их компоновке, которая обеспечила бы не только надежную работоспособность конструкции, но и позволило бы добиться ее компактности и удобства выполнения различных операций. Поэтому, например, продольная ось маятника, если смотреть со стороны струбцины, смещена вправо относительно продольной оси станины. Такое решение помогло более равномерно распределить массу конструкции, повысить ее устойчивость и уменьшить габариты.

Аналогичный подход выбирался и при решении такой задачи, как установка угла вертикального «наведения» маятника: он выбирается также с помощью простейшего механизма, состоящего из круглой накатной гайки и регулировочного винта. Они установлены на задней стенке силового кронштейна. Благодаря малому шагу резьбового смещения ими можно пользоваться и для точной подачи абразивного круга при заточке столярных и слесарных инструментов.


В нерабочем положении маятник удерживается на весу элементами другого простейшего устройства — механизма фиксации (рис.1). Он состоит из подпружиненного крючка, расположенного на шарнире маятника, и скобы, закрепленной на силовом кронштейне: в нее входит и зацепляется крючок в момент вывешивания маятника. Сварной коробчатый корпус маятника (рис.6) обладает достаточной жесткостью, что позволило установить электродвигатель непосредственно на нем без дополнительных кронштейнов. Одновременно корпус служит кожухом клиноременной передачи.

В корпусе по его бокам прорезаны окна, выполняющие двойную роль: они уменьшают массу и кроме того позволяют визуально контролировать натяжение клинового ремня. Дополнительно прорезано и нижнее окно: через него самопроизвольно удаляются мелкие инородные тела, случайно попавшие в корпус при работе механизма. Сзади к корпусу приварен фланец с двумя дуговыми пазами для винтов, которыми он крепится к фланцу шарнира маятника.

Этими винтами устанавливается угол бокового наклона корпуса: плавно — поворотом корпуса в пределах длины дуговых пазов или ступенчато — перестановкой винтов в другие резьбовые отверстия фланца шарнира маятника. По всей длине окружности последнего нанесен лимб с ценой деления 1,5° для отсчета величины необходимого угла. Шарнир маятника (рис.4,6) представляет собой сборный узел.

Он выполнен в виде втулки с двумя подшипниками внутри и рычагом, упором, фланцем и косынками, приваренными снаружи. В вертикальной плоскости он вращается на оси, представляющей собой фигурный болт с двумя посадочными шейками под подшипники. Резьбовой конец оси ввинчен в правое отверстие силового кронштейна и зафиксирован контргайкой (рис.5).

(Автор: В.ПЕТРОВ, Красноярский край)

Самодельный заточный станок (часть-1)

Универсальный заточный станок

Рис. 1. Универсальный заточный станок (а- сбоку; б — вид сзади, без станины и приставки заточки пильных цепей): 1 — приставка для заточки пильных цепей; 2 — хомут с крючком для съемника пильных цепей; 3 — поворотная консоль приставки; 4 — ручка проворота пильной цепи в приспособлении; 5 — абразивный круг; 6 — защитный кожух; 7 — электролампа местного освещения; 8—корпус маятника; 9— электродвигатель; 10 — распределительная коробка; 11 — ручка подачи абразивного круга; 12 — промежуточный фланец; 13 — клиновой ремень (тип A, L850); 14 — силовой кронштейн с механизмом уравновешивания маятника; 15 — механизм натяжения ремня; 16 — электрическая розетка; 17 — детали механизма фиксации маятника (на а — в нерабочем положении, на б—в рабочем положении); 18 — индикаторная лампа; 19 — корпус электрического предохранителя; 20 — тумблер реверса электродвигателя; 21 — тумблер электролампы местного освещения; 22— кнопка «пуск»; 23 — кнопка «стоп»; 24 — резиновая подушка; 25 — станина; 26 — электрический шнур с вилкой; 27 — струбцина крепления станка; 28 — пульт управления; 29— шарнир маятника; 30 — комбинированный кронштейн; 31 — рефлектор электролампы местного освещения; 32— защитные: резиновый фартук; 33 — силовой кронштейн; 34— механизм регулировки положения маятника в нерабочем положении

Самодельный заточный станок (часть-1)

Габариты станка

Рис. 2. Габариты станка

Самодельный заточный станок (часть-1)

Схема угловых и линейных степеней свободы узлов станка

Рис. 3. Схема угловых и линейных степеней свободы узлов станка

Самодельный заточный станок (часть-1)

Рис. 4. Шарнир маятника: 1 — ребро (сталь, лист s5, 2 шт.); 2 — фланец; 3 — рычаг (сталь, лист s5); 4 — корпус; 5 — упор (сталь, лист s6); 6 — центр

Каталог деталей станка и приспособления дли заточки пильных цепей

Рис. 5. Каталог деталей станка и приспособления дли заточки пильных цепей: 1 — нижняя распорная шайба (2 шт.); 2 — направляющий шкив; 3 — шплинт; 4,11,47 — шайбы; 5 — палец; 6 — основной шток; 7 — шпилька Ml4; 8 — дополнительный шток; 9,42 — клин-втулки; 10 — болт М10; 12,24 — пружины сжатия; 13 — внутренний упор пружины; 14 — несущая труба; 15 — ручка; 16 — фторопластовая шайба; 17 — ось-болт М10; 18 — кронштейн; 19 — роликовые подшипники; 20 — ведущий фланец; 21 — штифт; 22 — верхняя распорная шайба (3 шт.); 23 — ведомый фланец; 25 — регулировочная гайка М10; 26 — ось шарнира маятника; 27,28 — гайка и винт М8 механизма регулировки положения маятника в нерабочем положении; 29— корпус пульта управления; 30—скоба механизма фиксации маятника; 31,32—-винты крепления корпуса пульта; 33,44— гайки М14х1,5; 34 — силовой кронштейн; 35 — упорная втулка-гайка; 36,37,39 — пружина, петлевой винт и накатная гайка Мб механизма уравновешивания маятника; 38 — консоль станка; 40 — заклепка; 41 — болт Ml2; 43 — ось силового кронштейна; 45 — стойка (2 шт.); 46 — фторопластовая втулка; 48 — промежуточный фланец; 49 — поворотная консоль; 50,55 — клин-гайки; 51 —резиновая подушка; 52 — станина; 53 — винт струбцины; 54 — винт М8 с разрезной шайбой (2 комп.)

Маятник

Рис. 6. Маятник: 1 — шаровая ручка; 2 — рычаг; 3 — правый корпус подшипника; 4,8,22,27 — подшипники 6202; 5 — ведомый шкив; 6 — рабочий вал; 7 — корпус маятника (сталь, лист s8, лист s4); 9 — левый корпус подшипника; 10 — ступица; 11—прижимной фланец; 12 — шайба; 13 — гайка М14х1,5; 14 — защитный кожух; 15 — защитный резиновый фартук; 16 — пружина сжатия; 17 — шплинт; 18 — электродвигатель; 19 — винт М5 с разрезной шайбой; 20—комбинированный кронштейн; 21 —кронштейн распределительной коробки; 23 — винт Мб; 24 — пружина кручения; 25 — крючок механизма фиксации маятника; 26 — шарнир маятника; 28 — гайка М8 с разрезной и плоской шайбами (3 комп.); 29 — винт М8 с плоской шайбой; 30— распорная втулка (3 шт.); 31,32 — болт, гайка и контргайка М5 механизма натяжения ремня; 33 — призматические шпонки; 34 — винт М5 с разрез- ной шайбой (6 комп.); 35 — абразивный круг; 36 — заклепка; 37,38 — вилка и розетка электрического разъема; 39 — ведущий шкив; 40 — клиновой ремень; 41 — распорная шайба

Самодельный заточный станок (часть-1)


Комментарии:

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК