Самодельный мотоблок

Главное меню » Самодельный мотоблок
ТЯНИТОЛКАЙ В ОГОРОДЕ В «М-К» не раз рассказывалось о различных по конструкции и сложности самодельных  мотоблоках. В основном это были двухколесные варианты. Думаю, что самодельщики напрасно недооценивают достоинства одноколесной схемы. Ведь такой мотоблок — простой, недорогой в изготовлении и эксплуатации, легкий, а следовательно, менее уплотняющий почву, маневренный — способен работать там, где двухколесному не пройти, и, наконец, он удобен в хранении — его можно подвесить с помощью кронштейна на стене. С другой стороны, подобная схема предъявляет повышенные требования к компоновке агрегатов, так как положение центра тяжести машины в продольном и поперечном направлении определяет удобство работы с ней. При установке двигателя над колесом — даже небольшого диаметра — общий центр тяжести располагается слишком высоко. Кроме того, при сравнительно небольшом весе необходимого сцепления колеса с грунтом одним лишь развитием грунтозацепов не добиться. Решение обеих задач — в смещении двигателя вперед. Это обеспечивает минимальную высоту положения центра тяжести и в то же время заметную надбавку силы, прижимающей колесо вниз за счет уравновешивающего давления оператора на рукоятки. Дополнительному сцеплению с грунтом способствует при культивации передняя установка рабочего органа — горизонтальной лапы, имеющей отрицательный угол атаки.
Место расположения рабочего органа на раме также существенно для одноколесной компоновки. Так, при испытаниях с задней навеской культиватора или плуга получение прямых борозд требовало от оператора известной сноровки. Передняя установка орудия изменила поведение мотоблока: колесо шло по проложенной борозде как по направляющей, отчего грядки получались как по линейке! Автоматическое поддержание постоянного заглубления рабочего инструмента обеспечено копирующим колесом, жестко связанным с ним передней вилкой и регулировочной тягой.
Рис: 1.Общий вид мотоблока с культкватором
Рис: 1.Общий вид мотоблока с культкватором:
1 — ручка газа 2 — рычаг переключения скоростей, 3 — рычаг сцепления, 4 — ручка управления, 5 — рама, 6 — кронштейн задней навески рабочих орудий, 7 — грунтозацепы. 8 — колесо, 9 — промежуточный узел, 10 — бак, 11 — двигатель. 12 — кожух вентилятора,13 — дефлектор цилиндра, 14 — копирующее колесо, 15 — вилка копирующего колеса, 16 — регулировочная тяга, 17 — лапа культиватора.
Требования к двигателю одноколесной схемы также несколько более строгие: помимо обеспечения необходимой мощности и принудительного охлаждения, он должен иметь небольшой вес и габариты. На моем мотоблоке установлен двигатель от мопеда Ш-5В. Принудительное охлаждение — центробежным вентилятором, крыльчатка которого крепится через выполненное в крышке картера отверстие к маховику двигателя на место установки съемника. Кожух вентилятора, изготовленный из тонкого листового металла, имеет центральные входные отверстия и тангенциальный выходной патрубок, который соединяется гофрированным шлангом с дефлектором на цилиндре двигателя. Необходимое охлаждение двигателю может обеспечить и система с электровентилятором на базе двигателя постоянного тока (марки МЭН 12/5) с крыльчаткой в жестяном корпусе. При боковой его установке в ребрах головки надо будет просверлить несколько сквозных отверстий d 15 мм. Напряжение к клеммам электродвигателя подается через диодный выпрямитель, смонтированный внутри кожуха вентилятора на текстолитовой пластине, от обмотки освещения магдино, которую следует перемотать проводом меньшего сечения, увеличив число витков вдвое.

Рис. 2. Рама
Рис. 2. Рама:
1 — кронштейн задней навески, 2 — ушко крепления резьбового упора ручки управления. 3 — пластины крепления ручки, 4 — упор натяжного устройства. 5 — кронштейн корпуса промежуточного вала, 6 — дуга верхней опоры двигателя, 7 — места крепления двигателя, 8 — втулка для передней навески рабочего инструмента.
Рама — из толстостенных стальных труб d 33 мм. Ее боковые дуги ввариваются с одной стороны в отрезок грубы с внутренним d 33 мм, ориентированный горизонтально, а с противоположной — в вертикальную стальную втулку с наружным d 40 мм. Первый служит для передней установки рабочего инструмента, а вторая — для сцепки с двухколесным прицепом. Вертикальная стальная полоса толщиной 6 мм, приваренная в передней части рамы, имеет проушины для крепления двигателя. Верхнюю опору двигателя образует приваренный к вертикальной дуге рамы трубчатый кронштейн. Он же служит опорой для установки топливного бака, заимствованного от мопеда и катушки зажигания типа Б-300.
Рис. 3. Ступица ведущего колеса
Рис. 3. Ступица ведущего колеса
1 — подшипник ступицы (К- 180205). 2 — ось. 3 корпус 4 — фланец крепления диска колеса, 5 звездочка (2 — 39. шаг 15,87 мм).
На боковых дугах рамысваркой закреплены пластинчатые кронштейны ручек управления, упоры оси колеса, опоры корпуса промежуточного вала и наклонный упор натяжного устройства Задняя часть вертикальной дуги оснащается проушинами для упора ручек управления Две пары сквозных вертикальных отверстий d 8,5 мм в боковых дугах рамы предназначены для стремянок — двух (J-образных стальных стержней С резьбой на концах, прижимающих к упорам ось ведущего колеса.
Рис. 4. Промежуточный узел
Рис. 4. Промежуточный узел:
1 — звездочка моторной передачи (от мопеда «Рига»), 2 — звез. дочка колесной передачи . 3 .— подшипники № 205, 4 — стопорные кольца. 5 — заглушка.
Ручками управления служат две стальных грубы d 25 мм. К их концам приварены втулки с горизонтальным отверстием под болт М10. Между собой они соединяются растяжками из стального прутка d 10 мм и поперечной трубкой, в которой закрепляется шарнирный упорный болт для регулировки положения ручки. В нерабочем положении ручку можно откинуть вверх. Расположение рукояток и рычагов управления — как принято на мототехнике: правая поворотная ручка связана с дроссельной заслонкой карбюратора, а левый рычаг — с муфтой сцепления двигателя. С правой стороны смонтированы рычаг переключения скоростей и упоры оболочек тросов. Рычаг фиксируется в трех положениях пружинной защелкой, предохраняющей двигатель от поломки при самопроизвольном переключении передач.
Рис. 5. Крыльчатка вентилятора.
Рис. 5. Крыльчатка вентилятора.
Трансмиссия мотоблока представляет собой двухступенчатый цепной редуктор. Крутящий момент с выходной звездочки двигателя передается цепью с шагом 15,07 мм на большую звездочку промежуточного вала. Обе звездочки — От колесной передачи мопеда «Рига». Затем с малой звездочки промежуточного вала  момент передается на колесную звездочку . Промежуточный узел—вал, установленный на двух подшипниках № 205 в точеном стальном корпусе. Гак как обе его звездочки расположены не одной стороне вала, для передачи крутящего момента достаточно соединить их ступицы сваркой, а не фиксировать каждую звездочку на валу. Корпус промежуточного вала соединяется с кронштейном рамы на шарнире, позволяющем изменять его положение и в продольном, и в вертикальном направлении. Это дает возможность осуществлять одновременное натяжение обеих цепных передач. А в требуемом положении корпус фиксируется натяжным болтом, вворачиваемым в наклонный упор рамы.
Рис. 6. Упорный болт ручки.
Рис. 6. Упорный болт ручки.
Ступица ведущего колеса вытачивается из отрезка толстостенной стальной трубы d 60 мм На наружной поверхности сваркой укреплены звездочка фланец крепления диска колес. В расточенные с торцов трубы гнезда устанавливаются подшипники № 205. Так как боковой нагрузки ступица колеса практически не испытывает, для фиксации подшипников достаточно раскернить у их наружной обоймы края гнезд в 3—4 точках.
Ведущее колесо может быть любое, с наружным d 540 мм при ширине 105 мм. В данной конструкции использованы диски 4,50—10 и резина от мотороллера 4,00—10.
Рис. 7. Ручка управления.
Рис. 7. Ручка управления.
Стальные грунтозацепы ведущего колеса представляют собой два полукольца, согнутые из полосы 60X5 мм и соединяемые с одной стороны шарниром, а с другой — стяжным болтом М10. Снаружи на ребро привариваются 14 стальных полос 30X5 мм, согнутых пополам под углом 45 Чтобы обруч не соскакивал с колеса, на каждом из торцов приварено по четыре боковых упора. Если повышенное сцепление не требуется, грунтозацепы легко снять с колеса, поскольку они монтируются без декомпрессии и накачки шины.
Рабочие орудия — культиваторы, плуг, борона, бульдозерный отвал, транспортная тележка и другие — могут устанавливаться либо за, либо перед колесом мотоблока. На рисунке изображена передняя установка культиватора с копирующим устройством. Кронштейн лапы культиватора изготовлен из толстостенной стальной трубы d 33 мм. Чтобы труба при изгибе не сминалась, эту операцию следует проводить в нагретом состоянии, предварительно набив внутреннюю полость песком. Укрепленная на нижнем конце кронштейна лапа обеспечивает культивацию пласта земли без его переворота, а приваренный выше решетчатый отвал из стальных прутьев d 10 мм выполняет функции окучника.
Рис. 8. Культиватор-окучник с копирующим устройством
Рис. 8. Культиватор-окучник с копирующим устройством:
1 — решетчатый отвал окучника. 2 — лапа культиватора. 3 — регулировочная втулка. 4 — копирующее колесо.
Возможность регулировки и точного выдерживания глубины обработки почвы достигается с помощью копирующего устройства, состоящего из сваренного из стальной полосы колеса, вилки, несущей его ось и закрепленной на кронштейне рабочего органа, и регулировочной гяги. Ее втулка — трубка d 22 мм с внутренней резьбой М12 с одной стороны — правой, с другой — левой. Две тяги с соответствующей резьбой соединяют вилку колеса через втулку С кронштейном Таким образом, поворот втулки в гу или другую сторону меняет длину тяги, а следовательно, и положение копирующего колеса относительно рабочего инструмента.
по материалам журнала: Моделист Конструктор.

Комментарии:

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК