Лебедка-мотоблок

Главное меню » Лебедка-мотоблок

 

lebedkaСамодельный мотоблок (мотолебедка), изготовленный моим дядей, так хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации, что было принято решение сделать себе такой же. Мне для того, что бы изготовить мотоблок своими руками пришлось сначала выполнить чертежи основных узлов мотоблока в программе Solid Works.
Основное требование к самодельной конструкции — использование простых, доступных материалов и деталей, отсутствие дорогих дефицитных запчастей.
Если кто решил своими руками изготовить мотоблок или лебедку сельскохозяйственную для вспашки, то чертежи готовых блоков пригодятся при конструировании и могут быть взяты за основу.

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблокМотолебедка состоит из следующих основных элементов:

  •  каркас
  • двигатель
  • вал нижний
  • вал верхний

Каркас обеспечивает удобство в работе, должен быть жестким, прочным и в то же время легким. Оператор при вспашке находится в удобном рабочем положении и не устает.

Вал верхний служит для передачи мощности двигателя к барабану, наматывающему трос. На валу смонтирован узел включения-выключения скорости, который так же обеспечивает развязку плуга и двигателя

Вал нижний объединен с барабаном , наматывающим трос. Должен быть прочным. Совместно с цепной передачей влияет на передаточное отношение лебедки. Чем больше диаметр барабана, тем лучше для троса, но уменьшается тяга лебедки.

Двигатель для мотоблока используется от бензопилы «Урал», или «Дружба». Из дополнительных разработанных чертежей можно выделить звездочку на двигатель и звездочку на муфте сцепления.

Вал верхний
На рисунке представлен верхний вал самодельной лебедки в сборе, но без большой звездочки (используется звездочка от мотоцикла «Минск» с числом зубьев 43).

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

Вал нижний
На рисунке представлен нижний вал самодельной мотолебедки в сборе, но без звездочки (используется звездочка от мотоцикла «Минск» с числом зубьев 43).

Лебедка-мотоблок
Вал нижний в сборе.

Лебедка-мотоблок

Фланец левый

Лебедка-мотоблок
Фланец правый

Катушки соединяются отрезком трубы в моем случае с внутренним диаметром 50мм. Изменяя наружный диаметр трубы, нижнего вала можно менять передаточное отношение мотолебедки. Для троса чем больше диаметр барабана тем лучше долговечность, но уменьшается передаточное отношение.

Лебедка-мотоблок

Крепление подшипника

Берем разрезаем трубу пополам, к ней привариваем корпус для подшипников. Не забудьте просверлить отверстия в корпусе, что бы была возможность извлечь подшипник из корпуса при замене. На первом варианте лебедки 203 подшипники прослужили 10 лет. Когда вышли из строя не было пределу удивлению, так как они были открытые. Считаю применение 203 подшипников оптимальным. Это посадочные диаметры валов 17мм. Следующий типоразмер 204- посадочный диаметр валов 20мм, но это ведет к увеличению массы мотолебедки, а это ни к чему. Вариантов крепления нижнего вала два: 1-перед каркасом ,2- за каркасом. На мой взгляд размещение нижнего вала за каркасом, а верхнего перед каркасом предпочтительней, так как уменьшается влияние на каркас за счет компенсации сил действия верхнего и нижнего валов. Хорошо себя зарекомендовало применение направляющей для троса. Ранее ее не было и приходилось смотреть, что бы трос не наматывался мимо барабана. На картинке показана примитивная система направления троса, но сразу заметно равномерное укладывание троса, что положительно сказывается на его ресурсе.


Звезда на двигатель

Звездочки раньше использовались от автомобиля ВАЗ 2101. Там двойная цепь и соответственно звезды, поначалу казалось, так и надо, что бы было надежней, но это с нашим с советских времен излишним запасом прочности. Все должно исходить из принципа необходимой и достаточной прочности. Сейчас я использую цепи и звездочки от мотоцикла «Минск». При четном числе звеньев следует выбирать нечетное число зубьев. Звездочки изготавливаются из стали марок 40, 45. Твердость поверхностного слоя венцов в пределах HRC 40…50 на глубину 1,5мм. Допускается изготовление звезд из стали 15 или 20 , глубина слоя цементации на венцах 1-1,5мм, твердость HRC52..60. Практически нужно исходить из того что есть. При покупке цепей лучше взять с максимальным числом звеньев(по-моему от мотоблока «Муравей»)-цена одна а число звеньев разное.

Лебедка-мотоблок

На чертеже представлена конструкция самодельной звездочки подходящей непосредственно на вал пилы. Для ее изготовления правда пришлось использовать некоторые возможности инструментального цеха. Есть варианты много проще -втулка от пилы, звездочка от мотоцикла «Минск». Необходимо доработать внутренний диаметр звезды а потом приварить. Такая конструкция обусловлена отсутствием на рынке мотоциклетных звездочек с количеством зубьев менее 13, а в самодельной-10. Кстати технология изготовления зубьев в домашних условиях следующая:

  1. Чертим на компьютере и распечатываем звездочку;
  2. Приклеиваем шаблон на заготовку;
  3. Намечаем центра отверстий;
  4. Сверлим отверстия:
  5. Берем болгарку и по шаблону обтачиваем зубцы.

Результат не уступает промышленным образцам — метод проверен и испытан на практике. Большая звезда от мотоцикла «Минск» имеет 43 зубца а маленькие у меня сейчас одна 10, вторая 14(стандартная). При таком соотношении получается очень хорошее передаточное отношение, обеспечивающее хорошую скорость плуга и большое усилие тяги.

Муфта

Лебедка-мотоблок

Зубчатый скос делал при помощи болгарки. Что бы не ошибиться эту операцию лучше осуществить после предварительной сборки на валу обеих муфт. Согласно справочника кулачковые муфты изготавливаются из стали 20Х- твердость кулачков HRC 58…62, из стали 45- твердость кулачков HRC 48..52. Но это согласно справочника, по факту используется сырая сталь 45.

Лебедка-мотоблок

Модернизированный вариант
Возникновение данного варианта обусловил периодический износ вилки рычага включения скорости и постепенный износ муфты под действием сил трения. Применение такой конструкции, где сила трения заменена силой качения да и то периодической, сделало узел сверхнадежным.

Лебедка-мотоблок

Звезда на муфту для лебедки
На рисунке представлена муфта для лебедки в сборе со звездочкой. Звездочка от мотоцикла «Минск»у меня используется с число зубьев 13, просто на 12 не было в продаже, внутренний диаметр расточен до 25мм, далее привариваем. Я думаю, что возможно и цельное изготовление муфты, но проще с использованием сварки. Зуб вытачиваем как и в подвижной муфте при помощи болгарки, если есть знакомый фрезеровщик, то получится не хуже.

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

Каркас

Лебедка-мотоблок

Каркас должен быть жестким, что бы лебедка прослужила долго, построен из труб диаметра Ф26,8мм .Нагрузка на него довольно большая, так что уменьшать диаметр труб с целью уменьшения веса нежелателен. Предусмотрена возможность складывания рамы, для удобства перевозки мотолебедки в багажнике автомобиля. Нижняя рамка (На рис ее нет) сварена из 45 уголка .Зацепы выполнены из такого же уголка по углам они препятствуют перемещению самой лебедки при вспашке. Для перемещения агрегата по участку предусмотрены два навесных колеса, это позволяет одному человеку свободно перемещать лебедку по огороду. При разматывании троса с перемещением плуга в начало борозды возможно , что барабан начнет раскручиваться по инерции и произойдет запутывание троса. Для исключения подобной ситуации предусмотрено тормозное устройство. Пружина поджимает медную(латунную) вставку к барабану и трос не запутывается. Устройство является обязательным , так как очень облегчает работу с мотолебедкой. Крепление верхнего и нижнего валов целесообразно сделать как указано на рисунке(с передней стороны и с задней стороны каркаса), это благоприятно сказывается на жесткости всей конструкции.

Лебедка-мотоблок
Система торможения троса при размотке

Лебедка-мотоблок
Колеса для перемещения лебедки по участку

Лебедка-мотоблок
Так сделано колесо

Лебедка-мотоблок
Так выглядит узел зацепления с тросом. Используется центральное отверстие для окучника и картофелевыкапывателя, или следующее рядом в зависимости от того какой используется плуг — левый или правый.

Лебедка-мотоблок
Так выглядит рычаг включения скорости.

Узел включения-выключения скорости.

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

На фото можно рассмотреть крепление пилы к мотолебедке. Необходимо , что бы была возможность перемещения двигателя вверх-вниз для натяжения цепи.

Лебедка-мотоблок

Так выглядит вспаханный участок

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

Лебедка-мотоблок

по материалам сайта: http://motolebedka.narod.ru/


Комментарии:

Отправить комментарий

Главная | Обратная связь | Группа ВК